(Мовою оригіналу)
В галерее "Ню Арт" представили проект-антологию закарпатской школы
живописи. Здесь выставлены более полусотни пейзажей, с десяток
натюрмортов и несколько портретов кисти Адальберта Эрдели, Иосифа
Бокшая и других художников из коллекции совладельца галереи Николая
Белоусова.
Представленные в галерее работы выдающихся закарпатских художников
антиквар Николай Белоусов начал собирать еще в 1990-е годы, выкупая их
у семей художников и представляя в таких залах, как, например, Киевский
музей русского искусства, где в 2006 году можно было увидеть несколько
работ Адальберта Эрдели. Теперь часть обширной коллекции господин
Белоусов выставил на своей территории и настаивает на том, что в таком
количестве и качестве работы именитых закарпатцев – Адальберта Эрдели,
Иосифа Бокшая, Андрея Коцки, Антона Кашшая, Федора Манайло и Юрия Герца
– не представлены ни в одном музее мира. Однако живопись эта является
прежде всего национальным художественным достоянием, так сказать,
украинской начинкой расхожего понятия "художники родной речи".
Основу живописной антологии составляет подборка работ Адальберта Эрдели
– от ученических рисунков углем 1910 года до поздней живописи
1940-1950-х годов, где пасмурный колорит большинства работ художника
заметно проясняется и в то же время "приземляется": "Санаторий 'Синяк'"
и "Натюрморт с лимонами" насыщены соцреалистической буквальностью
изображения. А удивительные пейзажи 1930-х годов изобилуют миражами, в
которых прибрежные деревья при едва заметном смещении угла зрения легко
превращаются в водяные лилии (как в "Речном пейзаже"). Ощущение
таинственности усиливают и всевозможные оттенки фиолетового – любимого
цвета Эрдели,– а также почти символистский "мотив трех сосудов"
(варьируется от простых стаканов до кубков и ваз), который бодро кочует
по его полотнам – от "Пейзажа со статуэткой" к "Натюрморту с
купальщицей" – и плавно перемещается в работы других художников
(например, натюрморты Карела Якубека).
Чем фантастичнее выглядит живопись Адальберта Эрдели, тем
кинематографичнее и реалистичнее воспринимаются полотна Иосифа Бокшая.
Совсем иной Бокшай-сын: в фокусе его небольших песочно-зеленых пейзажей
– одинокие деревянные церквушки на широких полонинах. Пейзажи
Адальберта Мартона отличаются нетипичным для большинства закарпатцев
мазком: резким и прямым, очень геометричным. Кажется, что он картину не
пишет, а конструирует из продолговатой белой черепицы, оставляя
небольшие просветы для синего и коричневого ("Зима в Карпатах"),– как,
впрочем, и Федор Манайло лепит свой "Ручеек в лесу" из мягких клубочков
зелени. Рядом – пронизанный ярким солнечным лучом "Зимний пейзаж"
Антона Кашшая буквально выстреливает светом. А "Лучик солнца,
затерявшийся в ветвях" Бедзира, как и его же "Они",– напротив, некая
декоративно-плоскостная графика без световых выпуклостей, которая так и
просится на книжные страницы.
По работам Юрия Герца становится понятно, что Иван Марчук – далеко не
единственный среди украинских художников заложник собственной
уникальной техники. Все три полотна Герца, выставленные в "Ню Арте",
похожи на скриншоты изменчивых картинок калейдоскопа: из осколков
синего, красного и белого он строго в ряд строит горы, хаты и людей
(как в "Верховинском свадебном мотиве"), однако ощущения надуманности и
декоративности при этом не возникает.
http://zakarpattya.net.ua
|