Президент Украины Виктор Ющенко в четверг отреагировал на
письмо президента России Дмитрия Медведева. Ниже приводится текст
обращения Виктора Ющенко к украинскому народу, предоставленного
пресс-службой Президента. Кроме того, приводится письмо, которым
украинский Президент ответил российскому коллеге на письмо,
обнародованное во вторник.
Уважаемый украинский народ, Я внимательно ознакомился с письмом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева от 6 августа 2009 года.Буду откровенен, очень разочарован его недружественным характером. Не
могу не согласиться с тем, что в отношениях между нашими странами есть
серьезные проблемы, однако удивительно, когда российский Президент
полностью исключает ответственность за это со стороны России. Наше
государство никогда не отходило от принципов дружбы и партнерства,
зафиксированных в Большом договоре 1997 года, делало максимум
возможного для плодотворного, взаимовыгодного развития двусторонних
отношений. Более того, согласно указанному Договору наши
страны должны строить отношения друг с другом, в частности, на основе
принципов взаимного уважения и суверенного равенства. И все же хотелось бы отойти от эмоций и беспристрастно проанализировать состояние двусторонних отношений. Позиция Украины в отношении прошлогодних событий в Грузии - общеизвестна и совпадает с позициями практически всех стран мира. Она
заключается в исключительном уважении к суверенитету, территориальной
целостности и незыблемости границ грузинского или любого другого
суверенного государства. Безосновательны и упреки в поставках оружия в Грузию. Вызывает
сожаление, что, несмотря на неоднократные четкие и понятные разъяснения
украинской стороны о законности ее действий на рынке оружия, российская
сторона продолжает последовательную кампанию, направленную на
формирование восприятия Украины как государства, которое не соблюдает
международные правила и режимы в области военно-технического
сотрудничества. В связи с этим следует напомнить, что
Грузия не была и сейчас не является объектом никаких международных
санкций или эмбарго Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, Европейского Союза и
других международных организаций на поставки вооружений, военной
техники или товаров двойного использования. Кроме того,
российские предложения ввести такие ограничения в рамках ОБСЕ,
внесенные после российско-грузинского конфликта, поддержаны не были. Не может быть предметом политических нареканий со стороны России и курс Украины на интеграцию в НАТО. Это
заставляет нас снова повторять прописные истины о том, что право на
выбор международных средств обеспечения национальной безопасности, в
частности участия в военно-политических союзах, является неотъемлемым
элементом государственного суверенитета любой страны, и Россия должна
его уважать. Следует отметить, что Закон Украины «Об
основах национальной безопасности Украины», который был принят
Верховной Радой Украины в 2003 году, в том числе и руководством
нынешней оппозиции, предусматривает прямую интеграцию Украины в НАТО,
вплоть до прямого членства. Этим руководствуется Президент Украины. Также
хотел бы в очередной раз подчеркнуть, что стремление нашего государства
к обретению членства в Альянсе ни в коем случае не направлено против
России, а окончательное решение о вступлении в НАТО будет приниматься
только после проведения всенародного референдума. Хочу
особо отметить, что статья 17 Конституции Украины не допускает
расположения на территории Украины военных баз иностранных государств. В
то же время наше государство остается верно своим международным
договорным обязательством по временному пребыванию Черноморского флота
Российской Федерации на территории Украины до 28 мая 2017 года и в
полном объеме выполняет положения соответствующих базовых соглашений
1997 года. В то же время, вынужден констатировать наличие
серьезных проблем в имплементации базовых соглашений со стороны
российской стороны в вопросах земли, недвижимого имущества,
радиочастот, средств навигации и т.д. На протяжении всего
периода базирования Черноморского флота России на территории Украины
его командованием систематически допускались грубые нарушения
двусторонних договоренностей и законодательства Украины, о чем
украинская сторона постоянно информировала российскую сторону. Украина последовательно выступает за развитие прагматичных отношений с Россией в экономической сфере, прежде всего в энергетике. Украина
начала программу модернизации украинской газотранспортной системы для
доведения ее уровня до высоких международных стандартов и готова
привлекать к этому процессу потенциал европейских стран и других
участников. Наша страна неоднократно на практике
подтверждала свою надежность как партнера в транспортировке
энергоресурсов: газа, нефти и материалов для ядерной энергетики. Украина
- одна из немногих стран мира, которая в июне этого года приветствовала
инициативу Российской Федерации о ее готовности начать многосторонний
диалог по усовершенствованию международно-правовой базы в сфере
энергетической безопасности, которая, по нашему убеждению, должна
базироваться на Энергетической Хартии и документах, наработанных в ее
рамках. В письме Президента России также содержится
очередное повторение известных упреков, цель которых - попытка лишить
Украину своего взгляда на собственную историю, собственные национальные
интересы, приоритеты внешней политики. Убежден, что
вопросы истории наряду с родным языком, культурой, семейной этикой
являются фундаментальной основой для формирования государства и
идентификации украинской нации. Поднимая на международной
арене вопрос о признании Голодомора в Украине 1932-1933 годов,
украинский народ отдает также дань памяти миллионам русских, белорусов,
казахов и представителей других национальностей, которые умерли от
голода в Поволжье, на Северном Кавказе, в Казахстане и других регионах
бывшего СССР. Известно, что во время проведения Акции
памяти «Неугасимая свеча», посвященной 75-й годовщине Голодомора в
Украине, в окнах сотен городов во всем мире, в том числе и в России,
горели свечи, что является свидетельством многонациональной
солидарности с Украиной в признании этого факта. Никак не могу согласиться с якобы вытеснением русского языка из общественной жизни в Украине. Элементарные непредубежденные оценки языковой ситуации в Украине и России свидетельствуют совсем об обратных фактах. Именно
в Российской Федерации украинское меньшинство практически лишено
возможности реализовывать право на удовлетворение своих
национально-культурных потребностей. Подтверждением этого являются
известные заключения международных организаций. Отвечая
на замечание Президента России Медведева о якобы вмешательстве власти
Украины в дела православной церкви отмечу следующее. Украинское руководство уважает каноны и традиции церквей и религиозных организаций. Церковь в Украине отделена от государства, каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Вместе с тем никто не может запретить гражданам свободно высказывать свою позицию по любым вопросам, в том числе и религиозным. По
поводу визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину
следует подчеркнуть, что им были высказаны слова признательности в
адрес руководства нашего государства за высокий уровень организации его
пребывания в Украине. При этом никаких негативных или
критических оценок, которые приводятся в письме российского Президента
и дискредитируют сам дух этого визита, Предстоятель Русской
православной церкви, конечно же, не делал. В целом мы
считаем надуманным и неуместным увязывание вопросов визита в Украину
Патриарха Кирилла с двусторонними политическими отношениями. Комментируя
вынужденное решение украинской стороны в отношении двух дипломатических
представителей России, следует подчеркнуть, что перед таким шагом мы
трижды официально доводили до российской стороны информацию о
неправомерных действиях указанных высокопоставленных дипломатов. Украинская
сторона предоставила достаточную доказательную базу их деятельности в
Украине, которая наносила ущерб национальным интересам Украины. Вместе
с тем соответствующие действия российской стороны в отношении
украинского дипломата абсолютно немотивированны и безосновательны. Надеюсь,
что в будущем нашим обоим государствам удастся избежать повторения
таких досадных случаев, омрачающих двусторонние отношения. Подытоживая
вышесказанное, хотел бы выразить убежденность, что решение существующих
проблем в украинско-российских двусторонних отношениях требует
интенсивной работы. Поэтому решение отложить приезд
нового российского посла в Украину, безусловно, не будет способствовать
конструктивному развитию наших отношений. Украина
продолжает оставаться приверженной широкому сотрудничеству с Российской
Федерацией на основе взаимного уважения, равноправия, путем поддержания
конструктивного диалога, в том числе и на высшем уровне. Готовность
вести диалог за столом переговоров я подтверждал на протяжении
последнего года по меньшей мере трижды в своих письмах в адрес
Президента Российской Федерации. Этот призыв остается
актуальным и сегодня. К сожалению, ранее в ответ я получал лишь
приглашения на участие в скачках на приз Президента России и других
многосторонних мероприятиях. Надеюсь, что на этот раз реакция Главы Российского государства на мой призыв к диалогу будет конструктивной. Уважаемый украинский народ, я
уверен в хорошем будущем украинско-российских отношений, которые
базируются на глубоких традициях дружбы и добрососедства между народами
наших двух стран и которые очевидно крепче, чем интересы отдельных
политических кругов, и не зависят от ситуативной конъюнктуры
политического момента.
Письмо Президента Украины Виктора Ющенко Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Внимательно
ознакомился с Вашим письмом от 6 августа 2009 года. Буду откровенен, я
очень разочарован его недружественным характером. Не могу не
согласиться с тем, что в отношениях между нашими странами есть
серьезные проблемы, однако удивительно, что Вы полностью исключаете
ответственность за это со стороны России. Наше государство
никогда не отходило от принципов дружбы и партнерства, зафиксированных
в Большом договоре 1997 года, делало максимум возможного для
плодотворного, взаимовыгодного развития двусторонних отношений. Более
того, согласно указанному Договору наши страны должны строить отношения
друг с другом, в частности, на основе принципов взаимного уважения и
суверенного равенства. И все же хотелось бы отойти от эмоций и беспристрастно проанализировать состояние двусторонних отношений. Позиция
Украины в отношении прошлогодних событий в Грузии - общеизвестна и
совпадает с позициями практически всех стран мира. Она заключается в
исключительном уважении к суверенитету, территориальной целостности и
незыблемости границ грузинского или любого другого суверенного
государства. Безосновательны и упреки в поставках оружия в
Грузию. Вызывает сожаление, что, несмотря на неоднократные четкие и
понятные разъяснения украинской стороны по поводу законности ее
действий на рынке оружия, российская сторона продолжает
последовательную кампанию, направленную на формирование восприятия
Украины как государства, которое не соблюдает международные правила и
режимы в области военно-технического сотрудничества. В связи с этим
следует напомнить, что Грузия не была и сейчас не является объектом
никаких международных санкций или эмбарго Совета Безопасности ООН,
ОБСЕ, Европейского Союза и других международных организаций на поставки
вооружений, военной техники или товаров двойного использования. Кроме
того, российские предложения ввести такие ограничения в рамках ОБСЕ,
внесенные после российско-грузинского конфликта, поддержаны не были. Не
может быть предметом политических нареканий со стороны России и курс
Украины на интеграцию в НАТО. Это заставляет нас снова повторять
прописные истины о том, что право на выбор международных средств
обеспечения национальной безопасности, в частности, участия в
военно-политических союзах, является неотъемлемым элементом
государственного суверенитета любой страны, и Россия должна его
уважать. Напоминаю Вам, что Закон Украины «Об основах национальной
безопасности Украины», который был принят Верховной Радой Украины в
2003 году, в том числе и руководством нынешней оппозиции,
предусматривает прямую интеграцию Украины в НАТО, вплоть до прямого
членства. Этим руководствуется Президент Украины. Также хотел
бы в очередной раз подчеркнуть, что стремление нашего государства к
обретению членства в Альянсе ни в коем случае не направлено против
России, а окончательное решение о вступлении в НАТО будет приниматься
только после проведения всенародного референдума. Хочу особо
отметить, что статья 17 Конституции Украины не допускает расположения
на территории Украины военных баз иностранных государств. В то же время
наше государство остается верно своим международным договорным
обязательствам по временному пребыванию Черноморского флота Российской
Федерации на территории Украины до 28 мая 2017 года и в полном объеме
выполняет положения соответствующих базовых соглашений 1997 года. В то
же время, вынужден констатировать наличие серьезных проблем в
имплементации базовых соглашений со стороны российской стороны в
вопросах земли, недвижимого имущества, радиочастот, средств навигации и
т.д. На протяжении всего периода базирования Черноморского флота России
на территории Украины его командованием систематически допускались
грубые нарушения двусторонних договоренностей и законодательства
Украины, о чем украинская сторона постоянно информировала российскую
сторону. Украина последовательно выступает за развитие
прагматичных отношений с Россией в экономической сфере, прежде всего в
энергетике. Украина начала программу модернизации украинской
газотранспортной системы для доведения ее уровня до высоких
международных стандартов и готова привлекать к этому процессу потенциал
европейских стран и других участников. Наша страна неоднократно на
практике подтверждала свою надежность как партнера в транспортировке
энергоресурсов: газа, нефти и материалов для ядерной энергетики.
Украина - одна из немногих стран мира, которая в июне этого года
приветствовала инициативу Российской Федерации о ее готовности начать
многосторонний диалог по усовершенствованию международно-правовой базы
в сфере энергетической безопасности, которая, по нашему убеждению,
должна базироваться на Энергетической Хартии и документах, наработанных
в ее рамках. В Вашем письме также содержится очередное
повторение известных упреков, цель которых - попытка лишить Украину
своего взгляда на собственную историю, собственные национальные
интересы, приоритеты внешней политики. Убежден, что вопросы истории
наряду с родным языком, культурой, семейной этикой являются
фундаментальной основой для формирования государства и идентификации
украинской нации. Поднимая на международной арене вопрос о
признании Голодомора в Украине 1932-1933 годов, украинский народ отдает
также дань памяти миллионам русских, белорусов, казахов и
представителей других национальностей, которые умерли от голода в
Поволжье, на Северном Кавказе, в Казахстане и других регионах бывшего
СССР. Известно, что во время проведения Акции памяти «Неугасимая
свеча», посвященной 75-й годовщине Голодомора в Украине, в окнах сотен
городов во всем мире, в том числе и в России, горели свечи, что
является свидетельством многонациональной солидарности с Украиной в
признании этого факта. Никак не могу согласиться с якобы
вытеснением русского языка из общественной жизни в Украине.
Элементарные непредубежденные оценки языковой ситуации в Украине и
России свидетельствуют совсем об обратных фактах. Именно в Российской
Федерации украинское меньшинство практически лишено возможности
реализовывать право на удовлетворение своих национально-культурных
потребностей. Подтверждением этого являются известные заключения
международных организаций. Отвечая на замечание о якобы
вмешательстве власти Украины в дела православной церкви, отмечу
следующее. Украинское руководство уважает каноны и традиции церквей и
религиозных организаций. Церковь в Украине отделена от государства,
каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Вместе с тем
никто не может запретить гражданам свободно высказывать свою позицию по
любым вопросам, в том числе и религиозным. По поводу визита
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину следует
подчеркнуть, что им были высказаны слова признательности в адрес
руководства нашего государства за высокий уровень организации его
пребывания в Украине. При этом никаких негативных или критических
оценок, которые приводятся в Вашем письме и дискредитируют сам дух
этого визита, Предстоятель Русской православной церкви, конечно же, не
делал. В целом, мы считаем надуманным и неуместным увязывание вопросов
визита в Украину Патриарха Кирилла с двусторонними политическими
отношениями. Комментируя вынужденное решение украинской стороны
в отношении двух дипломатических представителей России, следует
подчеркнуть, что перед таким шагом мы трижды официально доводили до
российской стороны информацию о неправомерных действиях указанных
высокопоставленных дипломатов. Украинская сторона предоставила
достаточную доказательную базу их деятельности в Украине, которая
наносила ущерб национальным интересам Украины. Вместе с тем,
соответствующие действия российской стороны в отношении украинского
дипломата абсолютно немотивированны и безосновательны. Надеюсь, что в
будущем нашим обоим государствам удастся избежать повторения таких
досадных случаев, омрачающих двусторонние отношения. Подытоживая
вышесказанное, хотел бы выразить убежденность, что разрешение
существующих проблем украинско-российских двусторонних отношений
требует интенсивной работы. Поэтому решение отложить приезд нового
российского посла в Украину, безусловно, не будет способствовать
конструктивному развитию наших отношений. Украина продолжает
оставаться приверженной широкому сотрудничеству с Российской Федерацией
на основе взаимного уважения, равноправия, путем поддержания
конструктивного диалога, в том числе и на высшем уровне. Готовность
вести диалог за столом переговоров я подтверждал в течение последнего
года по меньшей мере трижды в своих письмах в Ваш адрес. Этот призыв
остается актуальным и сегодня. К сожалению, ранее в ответ я получал
лишь приглашения на участие в скачках на приз Президента России и
других многосторонних мероприятиях. Надеюсь, что на этот раз Ваша
реакция на него будет конструктивной. Я уверен в хорошем
будущем украинско-российских отношений, которые базируются на глубоких
традициях дружбы и добрососедства между народами наших двух стран и
которые очевидно крепче, чем интересы отдельных политических кругов, и
не зависят от ситуативной конъюнктуры политического момента. С уважением Виктор ЮЩЕНКО
|