Всього: 3486 Нових сьогодні: 0 Нових учора: 0 Нових за тиждень: 0 Нових за місяць: 1 Із них: Новачків: 1111 Продвинутих: 2363 Журналістів: 5 Модераторів: 3 Адмінів: 4 Із них: Чоловіків: 2733 Жінок: 753
Программное двуличие: Тимошенко и Янукович в 2004-м и 2009-м
11:15
Хочу провести параллели между 2004-м и 2009 годом. Небезинтересно сравнить то, что В.Янукович и Ю.Тимошенко говорили тогда и сейчас. Есть возможность установить последовательность или, наоборот, непоследовательность этих политиков. Следует отметить: в последние годы избиратель научился-таки помнить хоть что-то из сказанного ранее политиками, ибо прежде многие деятели могли позволить себе раздавать новые предвыборные обещания без учета старых.
В.Янукович-2004 4 июля 2004-го В.Януковича выдвинули на президента на VI съезде Партии регионов в Запорожье. В.Янукович сказал об 11% роста ВВП в год как о «действительно небывалом результате по европейским меркам», о подъеме уровня зарплат, пенсий, ликвидации задолженности. Обещания 2004 года - поднять уровень зарплаты минимум в два-три раза, уравнять минимальную зарплату и минимальную пенсию с прожиточным минимумом. Дотации малообеспеченным и помощь детям-сиротам. Снижение налога на прибыль до 20 процентов, а НДС до 12 процентов. Вещи, которые со временем стали брендовыми для В.Януковича и Партии регионов: «перераспределение компетенции центральных, региональных и местных органов власти, значительное расширение финансово-экономических, социально-культурных полномочий регионов». «Мы не испортим отношения с нашим соседом Россией. Россия была, есть и будет для нас страной, связанной с нами кровными узами исторических, религиозных и духовных ценностей». Любопытно, но в избирательной программе 2004 года, В.Януковича нет ничего о статусе русского языка как второго государственного в Украине. А есть: «Послідовно утверджуватимемо державний статус української мови. Забезпечимо вільний розвиток російської мови, піднесення мов етносів та самобутніх національних культур». Тезис о русском языке как втором государственном появился у В.Януковича 27 сентября 2004 года.
Янукович-2009-ть. Гарантирование, начиная с 2010 года ежегодного роста ВВП. Рост иностранных инвестиций до 50 млрд. долл. в 2014-м. Снижение инфляции с 2010-го. Налоговые каникулы малому бизнесу на 5 лет. Снижение НДС до 17% и налога на прибыль до 19% с 2011 года, с последующим ежегодным снижением последнего на процент до 16%. С 2011-го - 25 тыс. гривен при рождении первого ребенка, на второго - 50 тыс., на третьего и следующих - по 100 тыс. Ежемесячные социальные выплаты на каждого ребенка от 3-летнего возраста до 13-ти - по 250 грн, от 13-ти до 18 лет - по 500 грн. Гарантированное место каждому ребенку в детском саду. Увеличение количества бюджетных мест в госВУЗах до 75%. Ипотечное кредитование жилья с фиксированной ставкой не более 7% в год. Отказ от внешнего тестирования для поступления в ВУЗЫ. Полмиллиона квартир для молодежи, бюджетников, малообеспеченных, инвалидов. Увеличение финансирования здравоохранения до 10 процентов ВВП. Ключи от служебной квартиры выпускникам военных ВУЗов. Политические новации. Статус русского языка как второго государственного. Внеблоковость Украины. Открытые списки на парламентских выборах. «Партия-победитель при этом автоматически получает большинство депутатских мандатов». «Судьи будут выбираться народом и нести суровое наказание за принятие заведомо неправосудного акта и за нарушение сроков рассмотрения дела». Довольно очевидно, что социальная составляющая предложений В.Януковича по сравнению с 2004-м годом резко возрастает. Добавляется конкретика. Внеблоковость Украины – по этому поводу позиция В.Януковича претерпевала изменения; она определилась в избирательной кампании 2004 года. В утвержденной в апреле 2004 года «Стратегии экономического и социального развития Украины на 2004-2015 годы», разработанной под руководством В.Януковича, сказано о получении Украиной ПДЧ НАТО в 2004-м и вступлении Украины в НАТО в 2008 году. Линия дальнейших заявлений В.Януковича - «Украина не готова к вступлению в НАТО» (27 июля 2004 года), «Украина не должна ухудшать отношения с НАТО» (22 августа 2004 года). В случае его избрания «Украина не будет вступать в НАТО, но будет развивать отношения с Альянсом» (27 сентября 2004 года). В октябре 2006 года в статусе премьера В.Янукович подтвердил позицию, заявив в Брюсселе, что «Украина не готова к членству в НАТО». И сказал о другой, в газете «Сегодня», 26 февраля 2008 года: «Внеблоковость идеально отвечает внешнеполитической ситуации Украины». Конечно, немало споров и возражений вызовет позиция «победитель получает все» - партия-победитель на парламентских выборах автоматически получает большинство депутатских мандатов. Это положение явно перекочевало в позицию В.Януковича из общих конституционных предложений ПР и БЮТ. Понятно, преследуется цель истребления политической коррупции в парламенте – посредством утраты необходимость «подкупать» «мелкие» партии. «Большим» партиям, к тому же не придется нести ответственность перед избирателями за действия министров, попавших в правительство по квоте «мелких». Но не менее важно при введении этой новации так выписать роль оппозиции, чтобы ее функция не свелась к малопочетному «курению на балконе». Как это сделать? Закреплением за оппозицией контрольных функций? Думаю да, но не только за оппозиционной парламентской фракцией – может быть, надо отдавать оппозиции должность одного зам.министра в каждом министерстве? Позиция «судьи будут выбираться народом» спорна. По моему мнению, при существующем уровне правовой культуры, прямо говоря – правового бескультурья - голосующего большинства избирателей, профессиональных незаконных навыках политтехнологов по проведению кампаний - как бы нам и здесь не породить соревнование, кто из судей лучше выглядит по телевизору, лучше сумеет понравиться журналистам. Все это совсем не обязательные вещи для профессионального судьи – он должен быть профессионалом в других вопросах. Последнее обещание В.Януковича – совпало с позицией Ю.Тимошенко. 11 июня 2009 года в интервью «5 каналу» она пообещала избрание судей народом. Усилив эту позицию до фактического предложения создать своеобразную судейскую номенклатуру: группа избранных народом судей избирает из своего состава следующую, и так – до уровня Верховного Суда.
Ю.Тимошенко – 2004. Конечно, в контексте данной статьи анализ высказываний Ю.Тимошенко в 2004-м году весьма условен: она тогда не была кандидатом, поддерживала В.Ющенко, 2 июня 2004 года подписав с ним соглашение о создании коалиции «Сила народа». В тексте соглашения существовало конфиденциальное положение: «Після перемоги на президентських виборах В.Ющенко вносить кандидатуру Ю.Тимошенко на пост прем?єр-міністра для затвердження Верховною Радою». Поведение политика, поддерживающего на президентских выборах другого кандиданта, принципиально отличается от самого кандидатства. Ведь в «группе поддержки» роли распределены по-разному. Ю.Тимошенко была досталась роль «радикала». Например, в интервью «Зеркалу недели» 21-27 августа 2004 года она заявила: «если… победителем на выборах будет оглашен представитель власти, мы не просто организуем и возглавим настоящее восстание. Нами накоплен немалый опыт, как поднимать людей на акции неповиновения». Образ радикала, впрочем, не мешал Ю.Тимошенко делать заявления так, как если бы она сама была кандидатом в президенты. Фрагмент интервью в «Компаньоне», 19 апреля 2004 года: «начинать придется с создания системы реального правосудия. Продумать концепцию создания максимально независимых средств массовой информации. Менять налоговую систему, которая не может быть системой насилия и репрессий. Крайне несправедливо сейчас в Украине построена модель распределения ВВП, распределения полученной прибыли между государством, наемными работниками и владельцами капитала».
Ю.Тимошенко – 2009. Социальная составляющая обещаний-обязательств Ю.Тимошенко в ее предвыборной программе широка. Это «развитие наукоемких отраслей - нанотехнологий, микроэлектроники, ракетно-космической, авиастроительной, судостроительной, машиностроительной, информационных технологий». Налоговые льготы для банков в зависимости от объема долгосрочных кредитов для начала бизнеса. Государство возьмет на себя часть рисков предоставления "стартовых" кредитов. Есть и конкретика: «инвесторы при создании новых производственных мощностей будут освобождены на 10 лет от налогов при импорте оборудования, технологий и комплектующих, аналоги которых не производятся в Украине». «Годовая арендная плата за сельскохозяйственную землю будет законодательно закреплена на уровне 10% ее рыночной стоимости». С другой стороны, предвыборная программа Тимошенко-кандидата – нечто производное от более ранних предвыборных обещаний Блока Юлии Тимошенко, в частности на последних двух парламентских выборах. Например, «сразу после завершения кризиса мы восстановим долгосрочное ипотечное кредитование покупки жилья под 2-4% годовых на 10-30 лет». Сравним УНИАН, 28 января 2007 года: «Ю.Тимошенко обещает обеспечить украинские семьи возможностью брать кредит на жилье без первого взноса и под 4-6% годовых - все, что я обещала людям до выборов, я выполню это”. Повторяется и обещания о контрактной армии и возврате сбережений Ощадбанка. Отмечу, что в предвыборную программу Тимошенко-кандидата в президенты не вошло ее заявление от 16 апреля 2007 года, обещание отменить НДС как налога, «создающего коррупцию и достаточно сложные процедуры, которые не дают нормально работать бизнесу». Промолчала Ю.Тимошенко и по поводу блоковости или внеблоковости Украины. В ее предвыборной программе – ни слова о НАТО. А ведь 15 января 2008 года она подписала «письмо трех» (президента, премьера, спикера парламента) - о присоединении Украины к ПДЧ НАТО на саммите в Бухаресте. То есть вроде бы «за» НАТО и вроде бы «против» НАТО: 19 сентября 2007 года Тимошенко на прямой вопрос, как бы она проголосовал на референдуме по вопросу вступления в альянс, заявила: "на референдуме я бы проголосовала за вступление Украины в европейскую систему коллективной безопасности, которая только-только начинает выстраиваться ". Какая именно система – не уточнила. По вопросу отношений с Россией позиция Тимошенко также двояка. В предвыборной программе Тимошенко вроде бы «не против» России: «В основу дружеских отношений с Россией и другими странами СНГ положим потенциал существующей кооперации и взаимовыгодного экономического сотрудничества». В апреле 2007 года Тимошенко публикует в "International Herald Tribune" статью, где говорит об опасности «российского экспансионизма». А 8 сентября 2008 года она раскритиковала позицию В.Ющенко по Черноморскому флоту, назвав ее "агрессивной" и "вредной для единства государства». Далее. «После выборов Президента я готова буду взять на себя полную ответственность за страну». В предвыборной программе Ю.Тимошенко-кандидата нет ни слова о предпочтениях президентской или премьерской системы власти. 8 декабря 2004 года парламент 402-голосами «за» проголосовал политическую реформу, ликвидировавшую практически неограниченные авторитарные полномочия главы государства. Единственной фракцией, которая проголосовала «против», стал БЮТ. 16 апреля 2008 года, выступая на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, Ю.Тимошенко заявила, что выступает за то, чтобы Украина стала парламентской республикой. 11 июня 2009 года в интервью 5 каналу Ю.Тимошенко заявила: «Я поддерживаю как президентскую, так и парламентскую форму правления». Получило подтверждение мнение тех, кто считает: Ю.Тимошенко на должности президента желает отмены политреформы, ее идеал - президентская модель. Ю.Тимошенко на должности премьера не желает отмены политреформы, ее идеал – парламентская модель. Зависит ли это от того, какую она сама должность занимает?