Если у вас есть врач, которому вы не боитесь доверить свое здоровье,
юрист, который поможет выиграть дело в суде, сантехник, способный
починить кран или бачок, значит, вам крупно повезло — вы имеете дело с
компетентными людьми.
«Компетентный сотрудник — это всегда подарок. Это человек, который
всегда знает, как, что и когда нужно делать, чтобы получить нужный
результат. И это становится возможным благодаря сочетанию
профессионально важных качеств, способностей и опыта», — считает Ольга Колотова, заместитель директора ООО «Пластмед» (продажа изделий медицинского назначения, штат — 22 чел.).
Однако из-за того, что слово «компетентность» используется не только в
профессиональной среде эйчаров, но и прочно вошло в бытовую речь, его
смысл как-то «затерся» и за «многоэтажными» речевыми конструкциями,
расписывающими достоинства либо недостатки того или иного претендента
на вакансию, стал незаметен.
«Дать определение компетентности и в теоретическом, и в
практическом плане очень непросто. Кто-то скажет, что это опыт плюс
знания и образование. Кто-то в качестве главного отличия назовет
эффективность и безошибочность выполнения своей работы компетентным
человеком», — поделился Олег Асмолов, HR-консультант Центра психологического консультирования «Фактор» (штат — 5 чел.).
При этом как рядовые граждане, так и многоопытные эйчары с трудом могут
объяснить, на основании каких критериев выносится мнение о
профессиональной некомпетентности или компетентности человека. Скорее,
интуитивно, по каким-то неуловимым, настораживающим признакам, чем
вследствие взвешенных умозаключений, мы можем предположить, что тому
инженеру нельзя доверить сложные расчеты, а этому строителю —
перфоратор.
По кусочкам
Но компетентность бывает разная. Это понятие существует абсолютно во
всех сферах, где человек должен быть на высоте. «Эмоционально
компетентный человек понимает свои и чужие эмоции и может рассказать о
своих чувствах, он способен преодолеть себя и успокоить другого в
трудной ситуации. Социальной компетентностью называют умение вести себя
в обществе, понимать, что и кому нужно сказать, а когда и в какой
ситуации промолчать, суметь быстро приспособиться к новым
обстоятельствам, завести знакомства и правильно себя преподнести,
построить доверительные отношения», — рассказала психолог Валентина Шабалина.
И, наконец, профессиональная компетентность позволяет достигать вершин
своего ремесла. Хотя с латинского слово competo («компетентность»)
можно перевести как «соответствовать, подходить», в этом случае
компетентность — не столько обладание способностями и знаниями,
достаточными, чтобы выполнять свою работу, сколько высший уровень
профессионализма.
Питер против Паркинсона
Для того чтобы объяснить, почему ответственные посты так часто
занимают некомпетентные люди, человечество, в лице американского
педагога и писателя Лоуренса Дж. Питера, придумало весьма любопытную
теорию.
Согласно «принципу Питера», каждый работник продвигается по
служебной лестнице до тех пор, пока не достигнет своего «уровня
некомпетентности». И уже на этой должности остается до пенсии, потому
как расти вверх ему больше некуда. Эта идея привела Питера к мысли, что
для каждой должности обязательно найдется человек, не способный ей
соответствовать. И при достаточном числе продвижений по службе эту
должность займет именно он. Тогда как всю полезную работу совершают те,
кто еще не достиг уровня своей некомпетентности.
Но справедливости ради нужно вспомнить и о критике «принципа
Питера», которую высказал Сирил Норткот Паркинсон — английский историк
и автор смешных «законов Паркинсона». Он не согласился с
предположением, что компетентность сотрудника, проявленная им на
«низших» ступенях иерархической лестницы, способствует его продвижению
по службе. «Во многих организациях существует барьер, который
большинству сотрудников никогда не преодолеть. Основанием для блестящей
карьеры может быть способность успешно сдавать экзамены, развиваться
она может за счет способности льстить, а вершины своей претендент
достигнет благодаря своей способности удачно жениться», — пишет
Паркинсон.
|
При этом и профессиональная компетентность имеет определенную
структуру. Гносеологический аспект компетентности предполагает наличие
определенных знаний, нормативный — отражает объем полномочий и степень
ответственности. Функциональный — выражает способность действовать,
выполнять свои обязанности на основе опыта, а личностный — состоит из
набора качеств и черт характера человека, которые и позволяют ему быть
успешным в той или иной сфере. Иногда в этот список включается также
мотивационный компонент компетентности.
Однако для практического применения чаще используют другой
подход к оценке компетентности претендентов на вакансии либо при
аттестации сотрудников. Для этого все необходимые для
квалифицированного выполнения той или иной работы знания, навыки,
умения, качества и способности обозначаются как «компетенции» —
кирпичики, из которых состоит компетентность. И хотя термин
«компетенция» получил на просторах нашей отчизны широкое
распространение не так давно, примерно в 1990-х годах, он прочно вошел
в лексикон специалистов по работе с персоналом, заменив собой более
узкий, скучный и отдающий «совковостью» «элемент квалификации». Но и
то, и другое понятие успешно выполняет свою функцию, обозначая единицы,
с помощью которых можно оценить целое — способность человека выполнять
определенную работу.
Трудновоспитуемые
Хотя спектр подлежащих оценке компетенций достаточно широк, по
словам Олега Асмолова, «большинство наших клиентов обращаются к нам с
просьбой определить степень таких компетенций, как организаторские
способности, лидерские качества, стрессоустойчивость, ответственность,
порядочность, гибкость и решительность. В то время как проще всего
определяются уровень специальных знаний и психофизиологические свойства
человека — объем памяти, внимания и т.д.». При этом, выделив ключевые
факторы, наиболее востребованные для работы в конкретной компании,
можно составить модель компетенций идеального сотрудника, позволяющую
приступать к оценке «соответствия» простых смертных.
Но на пути этого процесса, по мнению бизнес-тренера Алисы Жмерех,
нередко стоит недопонимание и различный смысл, который «оценщики»
вкладывают в те или иные понятия, обозначающие желаемые качества
сотрудников. Чтобы избежать этого, специалистам по работе с персоналом
приходится прибегать к различным ухищрениям. «В некоторых компаниях
департаментами персонала разрабатываются даже словари компетенций. Их
смысл состоит в том, чтобы все сотрудники компании, которые в той или
иной степени ответственны за прием на работу, могли четко представлять,
что подразумевается под тем или иным термином, и ориентироваться, какие
из компетенций считаются в этой компании ключевыми», — рассказала Алиса
Жмерех.
Счастливая девятка
Профессор Саратовского государственного университета Рашид Тугушев
провел исследование, результаты которого показали, что успешных и
компетентных специалистов характеризовали девять качеств:
ответственность, организованность, уравновешенность, понятливость,
интеллектуальная эффективность, активность, общительность, культурность
и образованность. Некомпетентным же были свойственны нетерпимость,
самоуверенность, неспособность к самореализации, импульсивность и
несговорчивость.
|
Кроме того, руководителю нужно помнить: некоторые компетенции могут
быть легко развиты с помощью различных обучающих программ, а некоторые
— нет. Наиболее сложно поддаются «воспитанию» те компетенции, которые
базируются на свойствах темперамента, психофизиологических особенностях
и устойчивых паттернах поведения. К ним, в первую очередь, относятся
лояльность, гибкость, мотивация к достижению цели, креативность,
лидерские качества, энергичность.
Вверх по лестнице
Ну а если попытаться описать процесс развития компетентности, то он
подразумевает плавный переход от полного непонимания факта своего
«неумения» к выполнению поставленных задач на «автомате».
На первом этапе человек даже не осознает, что он чего-то не
знает и ему этого «чего-то» не хватает. Так, например, в счастливом
дошкольном детстве, для того чтобы послушать сказку, необязательно было
знать все буквы алфавита. Но и повзрослев, «не рыбак» никогда не
почувствует уколов самолюбия из-за того, что не умеет готовить
мастырку, а «не летчик» — так никогда и не узнает, что не в состоянии
переносить перегрузки на сверхзвуковой скорости.
Второй этап «осознанной некомпетентности» начинается, когда
руководитель вдруг осознает, что не знаком с тонкостями бухгалтерии, а
бухгалтер — что не знает стандартов GAAP.
Стадии «осознанной компетентности» специалист достигает тогда,
когда он уже знает, «как» нужно подводить клиента к мысли о
необходимости дорогой покупки, но всякий раз задумывается — все ли идет
по плану.
И, наконец, достигнув этапа «неосознанной компетентности»,
человек приближается к вершине профессионального совершенства. Навыки
становятся настолько привычными, что уже не требуют дополнительных
«консультаций» с сознанием. Так, опытный врач может интуитивно
правильно поставить диагноз, и только потом задуматься, как он будет
аргументировать свое мнение перед коллегами. Впрочем, далеко не каждому
дано достичь совершенства в своей профессиональной деятельности. Но
чаще всего подобный барьер выстраивается не столько из-за отсутствия
способностей, сколько в силу недостаточной мотивации и личностных
качеств.
|