1. Введение
Последнее
время вошла в моду такая тенденция: панки бьют гопов, гопники бьют
панков, группа «Ханс-н-Моритц» вдохновила молодого неформала на махач с
гопотой и т.д. и т.п. Я же решил задуматься и разобраться в следующем
вопросе: а в чём различие между панками и гопами? На этот вопрос мы
попытаемся ответить в нижеизложенной статье.
В 1983 году на квартирнике Михаил «Майк» Науменко впервые исполнил свою песню «Гопники». Вкратце песня содержит следующее:
Кто одет в цветную рубашку и красные носки? У кого на груди значок с надписью «AC/DC»? У кого на ногах из грязной резины чёрные сапоги? …
… Кто слушает heavy metal, «Арабесок» и «Оттаван»?...
… Кто гадит в наших парадных? Кто блюёт в вагонах метро?...
… Это гопники! – Они мешают мне жить!
Довольно странно звучит в наше время: гопники слушают «AC/DC», хэви-метал,
буквально как отчаянные рокеры-металлюги, блюют в вагонах метро… здесь
Майк явно описывает Панков… однако и тех и других называет «Гопниками». Итак для начала нашего анализа узнаем, что такое «панк-рок» и откуда он взялся?
2. Панк-рок
В
Советский Союз панк-рок проник в конце 1970-е гг. из далёкой Британии,
причём в России до сих пор считают основателями этого стиля группу «Sex Pistols». Однако, я имею на этот счёт несколько иную точку зрения. Раз уж мы заговорили о «Sex Pistols», то нельзя не отметить как много эта группа сделала для панк-рока: они ввели сам термин «Панк-рок», ввели в моду бесноватый образ жизни, полный пофигизм, который привёл к смерти их музыканта Сида Вишеса. Мы
обязаны им за рваные в коленях джинсы и сумасшедшие причёски, названные
впоследствии в честь индейского племени «Ирокезы». Однако ничего нового
в музыкальном плане они не придумали, и тем не менее стали
вдохновителями не одного поколения панк-музыкантов.
Как музыка панк-рок начал зарождаться в начале 1960-х гг., когда музыкальным миром правили две группы: «The Beatles» и «The Rolling Stones».
Известно, что Битлы являются основателями практически каждого
современного направления. Если бы не было «Битлз», не было бы ни одного
современного стиля. Роллинги же в то время занимались тем, что сочиняли
музыку практически на 100% похожую на «The Beatles», и чтобы хоть как-то отличаться от великой четвёрки, Мик Джеггер стал придумывать грязные грубые тексты для песен. Именно этим и обязаны панки солисту «The Rolling Stones».
В самом начале 1970-х гг., группы «The Stooges», «Velvet Underground» и др. стали играть музыку похожую на современный панк. В честь «Velvet Underground»
эту музыку назвали андерграунд. Это можно считать прототипом панк-рока.
«Вельвет Андерграунд» расстраивали свои гитары перед концертом, чтоб
достичь максимально грязного немелодичного звука. Позже
монотонность и отрицание общепринятых целей были взяты на вооружение
нью-йоркскими клубами, где главными представителями были Патти Смит, «Television», «Blon-Die» и др. а от них перешли к клубной сцене Великобритании. И после появления на свет группы «Секс Пистолз» панк-рок стал всемирно известным и популярным течением. Расцвет популярности панк-рока пришелся на период 1976-1978 гг.
После чего появилось новое течение панка, названное New Wave. Основу составлял панк-рок, примешанный разными другими стилями: психоделика, техно, регги и др. И в конце 1970-х панк-рок проник в СССР. В Союзе рок слушали подпольно, в основном пиратские пластинки Андрея Тропилло (студия «АнТроп»), и малопонимающая молодёжь подражала своим западным кумирам, пытаясь создать музыку похожую на их. А ещё в Советском Союзе существовал термин «Граждане Общественного Презрения» - они же «Бездельники», они же «ГОПники»…
3. Граждане Общественного Презрения
Поскольку
в СССР не работать считалось преступлением, то неработающих граждан
презирала общественность, была даже соответствующая статья за
«Тунеядство». И тем не менее попадались в тюрьмы диссиденты за
тунеядство, воровство, хулиганство и прочие мелочи. В тюрьме они долго
не засиживались, и поэтому гражданская общественность знала о них, и
постепенно термин «Граждане общественного презрения» перешёл
в советский жаргон под сокращением «ГОП», а сами «граждане» стали
именоваться «ГОПы». Когда за те же правонарушения стали попадаться люди
помоложе, их стали называть «ГОПники», т.е. молодые «ГОПы».
Поскольку первые «тунеядцы» (годов этак 1950-х – 1960-х) понятия не
имели о рок-культуре, то их музыкальные вкусы ограничивались «Муркой»,
«Шаланды полные кефа-ли…» и Марком Бернесом. А вот хулиганы помоложе
слушали уже рок-музыку во всей её красе, и знали множество западных
течений типа «Хиппи», «Битники» или «Панки».
«Хипанов» в то время так же сажали за тунеядство, поскольку главный
принцип жизни Хиппи - «Не работай!». В конечном итоге западное «Хиппи»
и русское «ГОП» стали схожими движениями. ГОПы не любят работать и
панки не любят работать…
4. Панки
Слово «Панк(Punk)» в переводе с английского означает «грязь», «гниль», «шпана» и т.д. и т.п., короче можно сказать «отброс общества».
Именно здесь мы и видим схожесть Панков («отбросов общества») и ГОПов
(«граждан общественного презрения»), ведь по сути эти два слова
обозначают одно и тоже. Существует миллион версий по поводу того,
откуда возникло панк-движение, попытаемся выделить одну из них.
По этой версии панки возникли в США. Американцы, как бы они ни
старались бороться с расизмом, тем не менее, негров не любят, не смотря
на завет Абрахама Линкольна. Ни один
американский президент не был негром, что, согласитесь, говорит о
многом. До сих пор у них в стране действует подпольная организация
«Ку-Клукс-Клан». Даже в музыке: негры открыли джаз, но пока не нашёлся
белый человек, который сыграл эту музыку как негр, о джазе в мире не
было слышно. Негры придумали Рок-н-ролл, но пока не нашли Элвиса Пресли, который играл рок-н-ролл как негр, о рок-н-ролле мало кто знал. В
американских тюрьмах с неграми обращались по особому. Их не любили
здесь ещё больше. К ним относились так же, как в русских тюрьмах
относятся к «петухам». Но в на-чале 1950-х гг. в Америке
«петухов»-негров называли «панки», отсюда и пошли первые панки.
В последствии Панк стал формой социального протеста против принципов
принятой обществом морали. Молодёжь протестовала против правил
навязанных им родителями, а панки постарше – против государственного
строя! На Западе панки были почти коммунистами, они были против
«Дерьмократии». А в СССР, поскольку у нас была коммунистическая
идеология, панки стали почти диссидентами. Но, тем не менее, и те и
другие являлись анархистами. Девиз панк-рока: «Я всегда буду против!»
Если ты молодой, то против морали навязанной тебе старыми принципами,
за свободу от образования, карьеры, родительской опёки, свободу
желаний. Панки постарше эти свободы уже получили, и требовать их было
бы наивностью, детским лепетом и они начинают протестовать против
государственного строя, требовать анархии. Таким образом, панк из
отброса общества превратился в настоящую политическую идеологию, со
сложной структурой, соединяющей в себе принципы коммунизма, демократии,
и главное – анархизма, протеста.
5. Современность
Подводя
итог вышесказанному, я всё же хочу обратить внимание на сходство и
различие панков и гопников. Политической строй современной России
начисто разрушил все понятия и определения, которые являлись
фундаментом общественной жизни страны. К примеру, если раньше на слово
«пацан» обижались, то теперь этим словом гордятся! Всю жизнь, во все
времена слова «пацан», «салага», «шкет», «малолетка» являлись
словами-синонимами!!! Теперь же тридцатилетние мужики, растопырив
пальцы «веером» (кстати, зачастую не зная, что этот жест обозначает), с
гордостью называют себя «Пацанами» и обижаются, когда их
называют «Мужиками». Эта же беда произошла и с панками. Они совсем
забыли, что обозначает это слово и с гневом относятся к гопоте, а гопы
в свою очередь не зная, что обозначает их слово, тоже гордятся таким
определением.
Панки, которые должны выражать протест, которые должны, если они
ненавидят гопников, показать чем они лучше гопов, вместо этого как
настоящие гопы напиваются и бьют морду другим. Да, в Советском Союзе
панки и гопники приравнивались к одной категории, но различие между
ними наглядно показал фильм «АССА»: молодого
неформала посадили в тюрьму (КПЗ) за ношение серьги в ухе, в ту же
камеру посадили гопника со стажем за избиение тёщи (более серьёзное
правонарушение) и в диалоге старый гопарь говорит: «За серьгу? Вот это правильно. В этом я власть поддерживаю».
Неформал ни в чём не повинился, он даже не был пьян в общественном
месте, а попал в тюрьму, где ещё и получил по морде от настоящего ГОПа.
Вывод: гопы лезут первыми, потому что они натуральные бандиты, их цель
– пропить чужое состояние, за что они и стали гражданами общественного
презрения, т.е. ГОПы – это алкоголики, а когда панки вместо глобальных
целей (свободы, равенства и братсва; протеста против униженных и
оскорблённых) напиваются и идут на «махач с гопотой», они становятся
такими же ГОПами как и те против которых дерутся!
Я сам – панк-анархист (в прошлом), и мне режут уши выражения типа: «Сколько гопов уже замочил?» «Да, что я, не пацан что-ли!?» «Да, какой ты панк, если ты не куришь? (или не пьёшь)» Или, например, встали у девушки дыбом волосы, и всё: теперь её называют панком, хотя она даже понятия не имеет, что это такое. Поэтому я и решил получше разобраться во всех терминах, определениях и понятиях… Григорий Синеглазов
|